Мысли вслух
Следи за нами:
RSS

Митина О.
 Библиотекарь ЦРБ

На сегодняшний день библиотеки имеют фундаментальное значение в жизни государства и общества. Библиотеки выдвигаются в число тех институтов, которые могут взять на себя ответственность за обеспечение информационной, культурной и правовой базы данных. Они становятся ключевым звеном  в создании единого информационного и культурного пространства.
Социально - экономические изменения в стране поставили библиотеки в принципиально новые условия. В настоящее время в стране складывается новая информационная инфраструктура, в которую библиотеки должны органично вписаться  и стать её составляющей.
«Даруй мне тишь твоих библиотек…» когда слышишь слова этого стихотворения поэтессы Бэллы Ахмадуллиной, невольно улыбаешься – сегодня «тишь» и «библиотеки» - понятия, пересекающиеся разве что только в читальных залах, где работа читателей с традиционной книгой, с печатным ли, электронным  ли документом или с Интернетом – всё равно требует тишины. В остальном – библиотеки уже давно (если 10 лет можно назвать давним сроком) перестали быть «тихой гаванью», привычным для слуха «спокойным и тихим местом», особенно детские библиотеки.
В настоящее время принято рассматривать детскую библиотеку, как информационный центр и огромное сообщество знаний для маленьких читателей. А нынешний библиотекарь, работающий с детьми – это, прежде всего наставник, психолог, педагог и энциклопедически образованный человек, который отвечает на все вопросы маленького читателя и выполняет все требуемые запросы  в любых проявлениях библиотечного дела, чтобы завлечь, заинтересовать и оставить на долгое время в рядах своих читателей. В таком случае, нужно ли объяснять, что всякая профессия почётна и уважаема. Кем бы ты ни был, врачом, учителем, или просто рабочим, главное, чтобы каждый человек любил свою профессию, отдавал всю душу делу, которому себя посвятил. Ведь по профессии можно определить характер, привычки и статус человека, а работая с детьми нужно уметь любить и понимать детей. Многие, идя по этому пути, забывают о том, что юные читатели – совершенно особая категория.
В работе с детьми главной задачей было, есть и будет формирование читателя, воспитание у него любви к книге, создание условий для возникновения и развития интереса к чтению, как уникальному виду деятельности и состоянию души. Чтение относится к числу социальных навыков, без которых невозможно жить  в обществе и которое необходимо всем. Читательская деятельность лежит в основе других видов деятельности – познавательной, учебной, трудовой.
Именно библиотекари должны помочь детям понять огромное количество принятых вещей, которые можно получить от чтения. Бывают в жизни ситуации, которые трудно пережить  или разрешить. Их много и у детей: в школе, дома, с друзьями, взрослыми. Иногда не понятно как себя вести, как пережить некие трудности – узнать ситуацию и как с ней справиться помогут книги. Книги открывают новые миры, а детская библиотека играет роль стимулятора интереса к чтению у ребёнка с самого раннего возраста, поскольку в наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве,  иначе жизнь может не оставить для этого времени.
Меняются времена, методы и формы нашей работы, но не должно меняться одно – наше стремление открыть для ребёнка мир литературы, из которого ему уже никогда не захочется уйти…   


Витковская Ольга Михайловна,
библиотекарь с. Родниковское

С юных лет я трепетно отношусь к библиотекам и всему тому, что связано с книгой, чтением, знаниями. В детстве самым дорогим подарком от мамы была книга. Чтение было и осталось моим любимым занятием. Не представляю своей жизни без чтения. Дня не бывает, чтобы я что-то не почитала: будь то художественное произведение, периодика или специальная литература, необходимая для работы. Жажда чтения, познания нового не ослабевает до сих пор. Рада, что эту любовь к книгам смогла передать своей дочери. Всегда считала и считаю, что все хорошее дети прежде всего получают в семье. Мои родители привили мне любовь к книгам, а я своей дочке. Сейчас она студентка филологического факультета КарГУ.
В 2001 году мне предложили принять сельскую библиотеку. Очень волновалась, справлюсь ли. Понимала, что эта работа не заключается только в приеме и выдаче книг. Мне очень хотелось приобщить как можно больше детей всех возрастов и взрослых к удивительному миру чтения, чтобы для них непрерывное общение с книгой стало такой же естественной потребностью как пища, но только духовная. В наш современный век информационных технологий роль библиотеки трудно переоценить. Это культурное учреждение всегда было и остается основным источником информации и знаний, а еще библиотека-это желанное место общения. И как бы не утверждали, что библиотеки пусты, люди не читают, а в основном пользуются Интернетом- это не так. Библиотеки были, есть и будут хранилищами интеллектуального и духовного богатства народа. Считаю, что только духовно и интеллектуально сильный народ способен на сохранение единства, согласия и дальнейшее прогрессивное развитие общества.
Благодаря библиотекам мы находимся в курсе всех политических и культурных процессов, происходящих в родной стране и мире, понимаем их суть, вырабатываем собственные гражданские и человеческие позиции.
И здесь усиливается роль библиотекаря- быть для читателя помощником, гидом в современном мире информации. А чтобы как воспримут твою работу. Свою задачу вижу в том, чтобы активизировать интерес к книгам, чтению. В работе по пропаганде книги использую всевозможные формы популяризации литературы. Но в какой бы форме не проводились библиотечные мероприятия, главная цель-это побуждение к чтению. Государству нужны читающие люди, потому что только от грамотных, эрудированных людей можно ждать достижений мирового уровня в технике, науке, культуре, искусстве. Не библиотекарь по образованию, но проработав десять лет на этом поприще, я убедилась в том, насколько творческая эта профессия. Да, возможно, она не престижна, и в ней задерживается только тот человек, который имеет огромную любовь к книгам и желание привить эту любовь другим. Современный библиотекарь- это знаток и литературы, и искусства, и истории, музыки. Нам приходится быть и педагогами, и психологами, и актерами, и режиссерами, и сценаристами. Мы- организаторы и вдохновители всех интересных событий библиотечной жизни. А чтобы быть в своей профессии на «высоте», библиотекарю приходится учиться все время, пока он работает. Ведь у каждого посетителя библиотеки свои запросы. И они очень и очень разные. Даже если мы не знаем ответа на конкретный вопрос, должны четко представлять, где и каким образом искать. Необходимо показать читателю свою заинтересованность, профессиональные навыки, позволяющие правильно вести поиск. А это возможно только при постоянном пополнении своего багажа знаний.
Библиотека для меня- второй дом, и я стараюсь улучшить ее облик. Создаю уют и комфорт. Работаю с любовью к людям, и читатели приходят ко мне со своей светлой и открытой для ответной любви душой. Герцен сказал: «Дом без книги, как человек без души». Поэтому буду стараться работать так, чтобы хорошая книга приходила в каждый дом, чтобы сделать жизнь наших читателей еще интереснее, духовно богаче, чтобы моя работа была нужной и полезной.


 

Маткова Тамара Павловна
Библиотекарь  филиала №1
Осакаровской ЦБС

Есть ли будущее у библиотеки?  С этого вопроса начинаются сейчас многие дискуссии и споры. Но я хочу рассказать, кем  стала библиотека для меня.
Сколько я помню себя, столько я знаю нашу библиотеку. А все потому, что когда меня ещё не было на свете, моя мама Лёвина  Елизавета Ивановна  начала работать библиотекарем в сельской библиотеке  села  Батпак.  Книжный фонд составлял всего 130 экземпляров.  Библиотека работала до 11 часов вечера, но посетителей здесь всегда было очень много. В библиотеку  шли все и молодежь и старики.   Кто-то читал газету, кто-то играл в шашки, шахматы, домино, а кто-то просто пришел  отдохнуть после трудового дня.  Библиотека в то время была культурным центром села.
Вот и я с молоком матери впитала в себя всю любовь к библиотеке. Здесь я научилась читать, еще не ходя в школу, и не было дня, что бы я не зашла в библиотеку, а прошла мимо. Поэтому, когда мама пошла на пенсию, у меня даже не возникло сомнения, да, я хочу работать только здесь – только в нашей библиотеке.  К этому времени я уже училась на библиотечном факультете Карагандинского культурно- просветительного  училища, сейчас это колледж искусств имени Таттимбета.
Я не представляю свою жизнь без библиотеки. Она стала для меня вторым домом, а может быть и главным, потому что с ней мы пережили, преодолели все трудности в годы оптимизации, сохраняя и отстаивая книжный фонд, когда его хотели передать и объединить со школьным.
Другим приоритетным направлением работы библиотеки является краеведческая деятельность. Это очень интересная и увлекательная работа, и сейчас, когда у нас имеется богатый собранный материал, мы гордимся своей проделанной работой.
Восстанавливая и сохраняя историю края и всех её жителей, оценивая и помня уроки прошлого, мы сумеем построить  достойное будущее.
Сельская библиотека есть и будет центром  информационной культуры  села.


Стрельцова А. В.,
библиотекарь с. Озерное

Сколько я себя помню, я всегда мечтала стать учителем. Мечта стать педагогом, все глубже и глубже проникала ко мне в душу. Встреча с первым учителем, Стяпкиной Галиной Ивановной, оставила  только положительные  воспоминания. Закончив девять классов, я поступила в педагогическое училище. Я строила планы как я зайду в первый раз в первый класс, уже в качестве учителя. Но жизнь преподносит разные сюрпризы. Так и не дождавшись своего часа, фортуна улыбнулась мне совсем с другой стороны.
Я стала библиотекарем. Миф о том, что библиотекарь это - «серая мышь с пучком волос на затылке, в очках и непременно серой шалью на плечах», был развеян. Только окунувшись в работу библиотекаря, постепенно приходит понимание, что моя профессия очень важная и нужная.
Библиотекарь – человек, с которым считается все сообщество, с которым хочется общаться, потому что современна, мобильна, интересна. Вы бы видели глаза пенсионеров, которые приходят посидеть, поговорить, рассказать о том какая книга вызвала интерес, а какая нет, и просто поговорить о жизни. А когда приходят первоклашки, которые только научились читать и я знакомлю их с миром чтения. Как им интересно увидеть свой первый читательский документ. Именно я, библиотекарь, могу помочь ребятам сориентироваться в огромном потоке информации. И не страшно, что я не знаю ответ на вопрос, но я знаю, где и как этот ответ можно найти.
Огромную помощь в работе с детьми мне оказывают знания, которые я получила в педагогическом колледже. Я думаю, что даже если я не состоялась как учитель, я могу состояться как библиотекарь.
Но не все в работе библиотекаря гладко. Проводится огромная работа с нерадивыми читателями, которые безответственно относятся к книгам. Имея огромный жизненный опыт за плечами, имея семью, детей, прослеживается передача этой «нерадивости» своим детям. И на плечи библиотекаря ложится огромная ответственность воспитать бережных, вдумчивых читателей.
Часто встречаешь рассуждения о том, профессия библиотекаря мало престижна. Я не совсем согласна. Ведь престиж профессии делает конкретный человек, на конкретном месте.


 

Глазун Г.Н., Кондратова В.А,
библиотекари Кустовой библиотеки п. Молодежный

История нашей библиотеки берёт своё начала со строительства канала «Иртыш -Караганда». Из рабочей библиотеки она стала районной, а сегодня наша библиотека является кустовой библиотекой Осакаровского района. По историческим меркам история не большая, но ёмкая. И за этим стоит огромный труд работников нашей библиотеки за многие года, таких как: Н.Бережная, Л.Лисицкая, Т.Куприянчик, Ф.Х.Тимершинa, КМ.Мамкенова, Т.Борисенко, Г.Янгель, А.Серикбаева Ш.А.Актанова, Л.Овчинникова, Г.Сафронова, Л.Лиговченко. Л.Занкевич, Л. Ивахненко и многие другие. И сегодня мы работая в нашей библиотеке, вкладываем свою душу, и любовь к выбранной профессии. Наша библиотека, по отзывам читателей, является вместилищем мудрости, эмоции и те плоты. Хотя Интернет заменил многим библиотеку, но наши читатели преданны книге и библиотека сохраняет своё предназначение. Но и мы внедряем новые технологии в в нашей работе.
Нам очень хочется поднять престиж нашей библиотеки в посёлке. И наша мечта-библиотека имеет своё отдельное, современное здание, а нам не приходится терять читателей, занимаясь переездами.
Мы уважаем наших читателей и считаем, что наша библиотека занимает определённое, постоянное место в их жизни.


 

Сестреватавская Т.Ф. Библиотекарь филиала № 13 с. Сункар

Люблю быть в библиотеке рано утром. Пройдёшь вдоль стеллажей, дотронешься до корешков переплетов на полках,  и почудится, что ты в заколдованном царстве. Расколдовать книгу легко, стоит только раскрыть её. Мир покажется безграничным. Хочется поделиться со всеми жаждой жить.
Вот уже сорок лет бессменно служу своим уважаемым читателям. А начиналось это
так....
Первым библиотекарем и организатором работы на селе в 1968 году стала Манылова Лидия Сергеевна. Начиналась библиотека с немногим больше тысячи экземпляров книг, поделились книжным фондом районная библиотека и детская районная библиотека. Библиотека находилась в сельском клубе и занимала одну маленькую комнату площадью 24 кв. м. В 1971 году в декабре месяце Лидия Сергеевна передала библиотеку мне, т.е. Архиповой Татьяне Фёдоровне, только что окончившей среднюю школу. Познавать библиотечную деятельность пришлось на 2-х месячных курсах в г.Караганда. В 1973 году поступила в Кокчетавский библиотечный техникум и закончила в 1975 году в качестве библиотекаря средней квалификации. На первых порах работы мне помогали мок первые учителя - сотрудники районной библиотеки - Криштопа Раиса Никитична, Чеснокова Елена Макаровна, Елизарова Полина Павловна, Петровская Надежда Михайловна, Воронина Надежда Ивановна и мн. др. В настоящее время мне помогают Ваксман Вера Валентиновна. Попова Евгения Анатольевна, Жанарстанова Сауле. Еремеева Евгения Александровна. Спасибо Вам большое за ваше терпение к нам! Моими коллегами по работе в сельских библиотеках являлись: Попова Нина с.Колхозное, Левина Елизавета Ивановна с.Батпак, Скокова Ирина Сергеевна с.Николаевка, Перова Нина Константиновна с.Садовое.
Так же как и сейчас, в то время велась активная работа по обслуживанию читателей. Библиотекарь воспитывал в читателе интерес к литературе, помогая людям в овладении новыми знаниями. Проводимая работа приносила свои плоды: с каждым годом росло число читателей, постоянно пополнялся книжный фонд и комплекты периодических изданий.
1977 год - год рождения централизованной библиотечной системы. И опять мы чувствовали ощутимую помощь со стороны районной библиотеки, осуществлялась работа мо составлению алфавитного каталога и составлений картотек, пополнения книжного фонда по разным отраслям знаний.
Составлялся договор о сотрудничестве библиотеки и руководства села, со своей стороны мы осуществляли работу непосредственно на рабочих местах: в животноводческих уголках, агитбригадах на полях и лугах, выезжая и выходя с новыми поступлениями книг, обзорами, беседами, периодикой, выпусками молнии и боевыми листками.
В начале 80-х годов библиотека переехала и по сей день находится в прекрасном здании нового сельского дома культуры. на 2-м этаже, занимаемая площадь сейчас составляет 256 кв.м.
Но самые трудные годы - это девяностые, когда встал вопрос о расформировании и закрытии сельских библиотек. Не платили зарплату, не было топлива, не было денег на самый элементарный ремонт помещения. И уже была начата передача книжного фонда в школьную библиотеку. Но именно тогда приехал новый Аким района Торебеков А.Т., благодаря которому этот процесс был остановлен и вопрос о закрытии библиотек отменён.
В настоящее время в библиотеке есть отопление, а это значит, что есть тепло, свет, телефон, стало светло и уютно, читатели с удовольствием посещают библиотеку. Фонд за последние годы увеличился. Поступление стало разнообразным и интересным, это помогает удовлетворять запросы читателей. Сейчас имеем компьютер, любой желающий читатель может выйти в Интернет и найти ответ на интересующую тему, может напечатать реферат, курсовую и распечатать их на принтере и т.д. Это помогает учащимся и студентам в учёбе.
И всё же я чувствую себя ответственной за то, чтобы книжные богатства не прошли мимо человека! Важно, чтобы читатель обязательно встретился с книгой, которая поможет ему понять себя, людей, мир вокруг. Как знать, может быть, переданная читателю книга в чём-то изменит его судьбу, ведь наша задача не только накапливать и сохранять интеллектуальные богатства человеческой мысли, но и донести их до каждого, кто живёт и трудится на селе, обогатить и разнообразить их досуг и отдых


Стасюк И.А.
библиотека с. Трудовое

Библиотека- это как родник чистой воды, из которого пьешь и не можешь напиться.  В самые древние времена ,  когда возникли первые библиотеки, их называли «аптеками для души» И это правильно! Как  можно обойтись без библиотек сейчас, когда наши души жаждут исцеления от таких болезней, как бездуховность, безнравственность, черствость? Наша культура погибнет, если не будет библиотек, а без культуры в обществе нет нравственности.
В библиотеке все для детей, для юного растущего человека, развитие его личности. Миссию библиотекаря трудно переоценить. Как приятно видеть живые, заинтересованные глаза читателей после каждого проведенного мероприятия и беседы.
Я чувствую удовлетворение от своей работы, видя как мои читатели, ученики нашей школы спешат ко мне за помощью, консультацией и добрым советом. Работа в библиотеке помогает мне все время держаться в курсе всех событий, происходящих в мире, стране.


Штенгауэр  В. Н.
библиотекарь с .Коллективное

Вот уже 34 года как я работаю библиотекарем в своем селе. Работу свою очень люблю и считаю что моя профессия как и профессия журналиста, артиста уникальна. Библиотекарь на селе это- информатор, педагог, социолог, организатор, все в одном лице. Вот поэтому я считаю, что моя профессия самая лучшая. Одно огорчает, что мало внимания уделяется нам –сельским библиотекам.   В зимнее время приходится сидеть без света, тепла.
Жизнь не стоит на месте, и вместе с ними люди. Нынче жить на селе не престижно, вот и уезжают люди  в поисках лучшей жизни,  село пустеет.
Есть еще одна проблема- дети  не любят читать. Пока они еще маленькие, охотно бегают в библиотеку, но став постарше библиотеку посещают реже. Книгу заменили компьютер, интернет, сотовый телефон.  Мне, как хранителю книжного богатства, обидно.
Чтобы хоть как-то привлечь внимание к библиотеке   провожу всевозможные конкурсы, игры, викторины, делаю все, чтобы  сохранить  в них  любовь к книге. Получится ли?


Миллер Л.Н., библиотекарь
с. Комсомольское.

Учитывая, что село наше маленькое и у нас всего два учреждения, это школа и библиотека, то конечно библиотека занимает определенное положение, уважение и авторитет среди наших односельчан. Я это чувствую по отношению людей к библиотеке, к себе. Никто не остается равнодушным когда что-то происходит, как например в этом году,когда начали ломать здание в котором находится библиотека, люди подходили, возмущались нашими местными руководителями, советовали вызывать полицию, акимат, жаловаться в район, в область.
Мне кажется такое отношение говорит о многом.

А теперь я бы хотела рассказать о своем  личном отношении к библиотеке.

    Для меня библиотека это не просто рабочее место, на которое пришел,посидел и ушел домой, а прежде всего это  место, которое я люблю, в  котором я много  лет всё своими руками создавала и здесь есть частичка моей души. Это не громкие слова, это на самам деле так. Я работаю в библиотеке уже 19 лет, это почти полжизни, и если выражаться образно, то это как родить, вынянчить и вырастить ребёнка.
Если вспоминать когда я пришла, это было в 93 году, то работать было очень тяжело,  библиотека  зимой не отапливалась, на работу я приходила с одеялом, заматывалась в него и сидела сколько могла вытерпеть, потом бежала отогреваться домой, к печке, к горячему чаю. И так 8 лет. Но все это мы пережили.  С тех пор всё изменилось в нашей жизни, в моей работе. Сейчас уже библиотека совсем другая,  есть телефон, компьютер, интернет, постоянное поступление новых книг, выросла зарплата. Есть конечно и трудности, бывает в какие-то мометы хочется всё бросить, но что-то держит, не отпускает, наверное то, что за эти годы библиотека стала для меня родным местом, вторым домом.


Лотц Н.В.,
библиотекарь с. Есиль

Мои достоинства и недостатки
Немного пользы вам узнать.
Всё кажется поверхностным, наносным
А душу можно рассказать?
Я не могу похвастаться дипломом Вуза
И театралкой мне уж не прослыть,
Но мне любимая работа не обуза,
Библиотекарем мне хочется хорошим быть.
Пускай за окнами метель и стужа,
И дом культуры кочегарам не согреть
Компьютер зависает, а он срочно нужен,
И мне читателей приходится душою греть.
Я их улыбкою встречаю,
И всей душой их привечаю,
Я им советом рада всякий раз помочь.
Усталости не замечаю.
Я, словно в молодость вступаю,
За окнами темно и скоро ночь.
Я мчусь домой, где ждёт меня семья,
Мне слабой перед ними быть нельзя,
Улыбку вновь надену, Усталость скину прочь
И ужин приготовлю. Но всё.
Но вот она и ночь.
Муж смотрит телевизор.
Урок готовит дочь.
Вдруг ноги загудели и стало мне невмочь.
Расслабиться б немножко,
Сердечко-то печёт...
А как же, дорогуша, твой годовой отчёт?
Но пусть простит начальство
За жуткое нахальство,
Что не люблю я цифровой отчёт.
Хотя я точно знаю, (В душе не одобряю!):
Кто первым сдаст отчёт,
Тому честь и почёт!
Но как-то так случилось,
Что всё вдруг навалилось:
И Новый год, и выборы, и спецремонт,
Костюм для милой дочки
(В отчёт пока ни строчки...)
Опять завис компьютер
(Но всё против меня!)
Неделя за неделей,
Тут выборы приспели,
Отчёт ведь не состряпаешь тяп-ляп,
Серьёзная задача,
Я не скулю, не плачу,
Ведь это новый жизненный этап.
В душе сидит досада
И мучает: «Надь, надо, ну напиши отчёт,
Заслужишь уваженье и почёт.»
Но только не случилось,
И так не получилось,
И выбила меня из колеи.
В душе себя ругаю,
Почти уничтожаю Молю лишь только:
«Мама, помоги!»
Как хочется порой остановиться
И потихоньку у себя спросить:
- А надо ли так бешено стремиться?
Успеть, хоть тресни. Иль повременить?
Но что касается меня,
То я скажу вам честно:
Напоминаем мы коня,
Что рвёт в карьер. И с места.
Хочется быть мамой и хозяйкой,
И женой - везде-везде успеть.
Выглядеть красиво, со смекалкой,
Конечно, же в профессии блестеть.
Простите мне, мои доброжелатели,
Что я не вписываюсь в современный ритм.
Я вас боготворю, люблю, мои читатели,
Не просто ВЫ - моя работа!
Вы много больше!
Вы - мой добрый мир
И если бы я была не я,
А самый богатый в мире человек,
Я бы сделала всех людей счастливыми,
И хотя б на немного замедлила
Этот стремительный век,
И если бы я была не я,
(Ну, представьте хотя бы на миг)
Будучи очень богатой и щедрой,
Я подарила бы людям –
Миллионы прекрасных книг!