Одна страна - одна книга
Карта сайтаВерсия для слабовидящихМобильная версия
Новинки

Бабатайулы Дулат

В Национальной академической библиотеке РК состоялось заседание оргкомитета акции «Одна страна – одна книга» по выбору книги для всеобщего прочтения в 2016 г.  В результате закрытого голосования большинство членов оргкомитета отдали свои предпочтения наследию исторической личности, казахского акына Дулата Бабатайулы. В этом году мы будем читать сборник его стихов Өсиетнама-что значит Завещание или Книга поучений. 

 

Бабатайулы Дулат

(1802–1874 гг.)

 

  Поэт жил в девятнадцатом столетии, и именно он воспел эти тревожные

  исторические десятилетия. Он своими глазами видел, как царизм колонизировал

  казахскую землю и угнетал казахский народ, и по мере возможностей противостоял

  этому.

  Дулат Бабатайулы родился в местечке между Балхашом и Аягузом, где кочевали

  роды, называвшиеся найман-сыбаны. Дулат хорошо знал арабскую грамоту и был

  для своего времени образованным человеком. С его помощью до нас дошли

  стихотворные произведения Ахтамберды-жырау, поэта XVII столетия.

  А самое примечательное, что Дулат Бабатайулы- первый казахский поэт, стихи

  которого были изданы типографским способом и опубликованы книгой. Первый сборник «Өсиетнама» («Книга поучений»), подготовленный к изданию человеком по имени СейилулыМауликен, вышел в Казани в 1880 году. В нем собрано около восьмисот строк стихов Дулата. Наряду с этим, стихи Дулата собирал человек по имени Байдильда (1839–1919), а, кроме них, еще были Габбас Байдильдаулы и Шакир Абенулы, которые сохранили рукописи со стихами Дулата. Так, более 1500 строк стихов Дулата дошли до людей, став бесценным духовным наследием.

 

В песнях акына созданы реальные картины действительности, показаны социальные противоречия в казахской степи после ликвидации ханства, когда власть была передана султанам и волостным правителям. Дулат изображает тяжелую жизнь народа, осуждает насилие царских колонизаторов («Тегімдіменіңсұрасаң», «О, Сарыарқа, Сарыарқа», «Асқартаудыңсәніжоқ»). В произведениях «Сүлейменге», «Бараққа», «Кеңесбайға» и другие поэт критикует действия царских чиновников, обличает их пороки.

 

Во времена советской власти стихи Дулата назывались антинародными, враждебными, воспевающими байскую жизнь и цели феодалов, намеренно искажая их смысл и значение. Что можно сказать по поводу такого трактования стихов Дулата, если строки, в которых говорилось, что от биев и баев, не защищающих свой народ и не болеющих за него, нет никакого толку, считались восхваляющими? В 1940–1950-х годах произведения Дулата стали объектом литературных споров. На пленуме ЦК КПСС и научной конференции, посвященной основным проблемам казахской литературы (1959), Дулату была дана оценка консервативного поэта. Было принято решение не изучать его творчество в средних школах. Поэтому М. Ауэзов в романе «Путь Абая» выводит его наставника под вымышленным именем Барлас.

 

Дулат был одним из тех людей, которые своими делами и стихами восставали против колонизации казахской земли. В стихотворении «Актанжас» он пишет о том, что земля, которую раньше казахи защитили от джунгар, теперь попала в руки к колонизаторам. В длинном поэтическом размышлении «Еспембет» развивается эта же тема. Однако царская администрация не отступает от своих захватнических планов. Среди казахского народа появляются продажные правители, подхалимничающие перед колонизаторами. Стало много таких, кто берет взятки и мечтает только разбогатеть. Таким правителям, клюющим как птички с чужой руки, Дулат дает самую жесткую оценку.

 

Великий Абай внимательно изучал стихи Дулата и использовал некоторые его мотивы. Например, в стихотворении «Вот и стал я волостным» использована тема Дулата «Вот смеется волостной».

 

Дулат ввел новую систему стихосложения в казахской поэзии — рифму «а аа б». Эту рифму принял и далее развил в своих стихах Абай.

 

Дулат был первым поэтом в казахской поэзии, который сочинял сатиру. Дошедшие до нас четыре-пять сатирических стихотворений привнесли в казахские стихи новые формы. Его стихи «Чижик и перепелка», «Синица», «Черная ворона хочет пищи», «Парикмахер» говорят именно об этом.

 

В стихах Дулата присутствуют размышления, интересные образы, необычные повороты слова, и этим он как поэт очень интересен. Например, характеризуя человека с трудным характером, он сравнивает его с «деревом, застывшим от мороза». Но в основном стихи Дулата дидактического, назидательного плана. Их уже оценило время. Трудно найти среди его современников таких, которые так живописно изображали бы картины природы и так образно характеризовали человека.

 

Научная оценка творчества Дулата связана с исследованиями К. Омиралиева, который собрал и подготовил к печати все его произведения. Сочинения акына печатались в разные годы, в разных сборниках и хрестоматиях. В 1991 году был издан сборник произведений Дулата «Замана сазы». Многие произведения поэта хранятся в рукописном фонде Центральной научной библиотеки Академии наук Казахстана.

 

Дулат Бабатайулы честно прослужил своему народу, и в 1874 году ушел из жизни

Источник: http://www.tarih.spring.kz/kk/history/modern/figures/birimzhanov/

 

Дулат Бабатайулы и его роль в формировании поэтического сознания Абая

 

Читать.    Дулат // Поэты пяти веков. Казахская поэзия XV-начала XX веков  [Текст ]

                  /  сост. ,вступ. ст,биогр, спр. и прим. М.Магауин; пер. каз.-Алма-Ата:

                 Жазушы,1993.-С. 111-125