Казахстан - светское государство
Следи за нами:
RSS

«Казахстан – светское государство: конституционно-правовой аспект»

На территории Осакаровского района проживают более 56 национальностей, имеются 21 религиозных объединений, 10 мечетей, 11 иных религиозных объединений. Народы мира сегодня находятся в поиске собственных моделей государственно-конфессиональных отношений. Многие из них сделали выбор в пользу принципа светской государственности в надежде, что именно она позволит с одной стороны интегрировать нацию, обеспечит возможность межкультурных коммуникаций, диалога представителей различных этносов и религий во имя общего дела, процветания, стабильности, а с другой стороны, сохранить самобытность этносов, культурных, религиозных общностей, составляющих единство нации. Первостепенной задачей государственной политики в сфере религии на ближайшие годы является упрочение светских устоев государства, обеспечение прав граждан на свободу совести. Светскость является ключевым принципом современного правового демократического государства. В современных реалиях сосуществуют различные формы светских, атеистических и теократических государств. Но именно светские формы государства преобладают в современном мире и входят в число наиболее успешных и конкурентных стран. Утверждая себя светским государством, Республика Казахстан в Конституции и законодательстве закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения государства и религиозных объединений, а именно: отделение религиозных объединений от государства, от государственной системы воспитания и образования, от армии и правоохранительных органов. Между тем в светском государстве религиозные объединения в рамках закона оказывают помощь государству и обществу в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности, удовлетворения духовных потребностей. С другой стороны, государство не вмешивается в деятельность объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству, в противном случае государством принимаются меры принуждения. При этом важным является главное условие, присущее светскому государству, — деятельность религиозных объединений не должна быть направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. В Республике Казахстан планомерно реализуется наиболее близкая к классической форма светского государственного устройства, которая не игнорирует роль религии и религиозных объединений в общественном развитии, но принципиально отстаивает разделение сфер государства и религии и невмешательство в дела друг друга. Насколько последовательно и эффективно будут реализованы принципы светскости в развитии государства, настолько своевременно Казахстан сможет ответить на современные вызовы и угрозы национальной безопасности. Последовательное воплощение принципа светскости в правоохранительной и судебной деятельности, военной службе и службе специальных органов обеспечивает достижение безопасности и защиты целостности государства. Не допускается влияние религиозных идеологий, способных снизить боевую и оперативную готовность служб к возможным вызовам и угрозам национальной безопасности. Светское устройство Казахстана создает равные условия для развития всех культур этносов и конфессий на территории государства. Казахстанская модель межэтнических отношений сформировалась и продолжает развиваться на основе гражданской, культурной и национальной идентичности казахстанского народа. Казахстан, провозглашая себя светским государством, не самоустраняется от создания гарантий осуществления свободы совести. Конституционное и законодательное регулирование реализации данного права гражданами Республики Казахстан соответствует общепринятым международно-правовым нормам в области свободы совести и вероисповедания. Развитие Казахстана в настоящее время сопровождается сложными процессами в духовной жизни общества, ростом религиозных объединений как традиционно исповедуемых религий, так и новых религиозных течений. В связи с этим государство должно, в первую очередь, обеспечить исполнение религиозного законодательства, и в то же время необходимо изучение тенденций развития религиозных направлений и всесторонняя работа по нейтрализации деструктивных проявлений в религиозной среде. Наш народ удивительно жизнестоек, силен и мудр. Мы живем в стране, которую столетиями населяют народы разных культур. Нам всем необходимо учиться бережно сохранять традиции народов, вести межкультурный диалог.

К. Саккулаков, секретарь районного маслихата

 

(От 13 января 2021 года)

 

Светские принципы системы среднего и высшего образования в Республике Казахстан

Международный терроризм, религиозный экстремизм - эти термины стали повседневной реальностью для всего мирового сообщества. Сегодня в нашем государстве все делается для политической, религиозной стабильности в Казахстане. «Казахстан является светским государством не только формально, но и по самой природе и духу всего казахстанского народа, сознание которого формируется на исторической веротерпимости», -говорил Елбасы.Его слова являются актуальными и сегодня. Толерантность, веротерпимость и уважение к другим этносам - это доброжелательное и терпимое отношение к людям и их религиозным взглядам. Наше государство, действительно, уникальное по своей политической структуре. В нем проживают в мире и согласии более 130 национальностей, имеющие разные религиозные взгляды и вероучения. Для того, чтобы сохранять равновесие и мир в нашей многонациональной стране, необходимо уважать, соблюдать Конституцию РК – главный закон государства. Для современного Казахстана его светский характер означает, что в суверенном государстве нет и не может быть какой-либо обязательной религии. Вместе с тем гарантируется и обеспечивается свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций. Министерство образования и науки РК приказом от 14 января 2016 года № 26 внедрило единые правила для школьной формы, согласно которым в стенах государственных учреждений образования необходимо придерживаться определенных правил в соответствии с законодательством. Необходимо правильно объяснять детям и их родителям о том, что школа, колледж и ВУЗ — это светские учреждения, и в их стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и в одежде. «Ношение религиозной атрибутики, одежды, головных уборов (хиджабов, ермолок) не допускается» В рамках государственной политики в сфере религии с целью профилактики религиозного экстремизма сегодня созданы все условия для формирования у молодежи правильной позиции. Для этого проводятся факультативы, организовываются дискуссионные площадки, онлайн - встречи с молодежью по разъяснению и воспитанию правильной позиции молодежи в данном аспекте. Воспитание молодежи стоит на первом месте, новое молодое поколение - это будущее нашего государства. Каким оно будет- зависит только от нас. Светский характер нашего государства — это важное условие успешного развития Казахстана.

А. Акмаганбетова, руководитель ГУ «Отдел образования Осакаровского района Управления образования Карагандинской области»

(от 23 января 2021 года)

 

Дін жəне мемлекет қатынасындағы зайырлылық ұстанымы

Қазақстан Республикасының «Діни қызмет жəне діни бірлестіктер туралы» Заңында көрініс тапқан зайырлылық мазмұнының басты діни құндылықтарға тең қадамы - мемлекеттік құқықтық жүйені жетілдіруде азаматтар үшін тиімді өмір сүру салты болып табылады. Ата Заңымыздың 1 - бабында «Қазақстан Республикасы өзін демократиялық, зайырлы, құқықтық жəне əлеуметтік мемлекет ретінде орнықтырады, оның ең қымбат қазынасы – адам жəне адамның өмірі, құқықтары мен бостандықтары.», - деп жазылғандықтан мемлекет билігінің қайнар көзі халық болып болып қала береді. Рухани өмір мен діни көзқарастар көптеген этникалық топтар мен түрлі діндерді ұстанатын зайырлы Қазақстан қоғамын қалыптастырып отыр. Халықсыз билік, дінсіз халық болмайды. Халықтың тұтастығы мен діннің тұтастығы жəне мемлекеттің тұтастығы арасында тікелей тəуелді байланыс бар. Зайырлы мемлекеттің тағы бір ерекшелігі ‒ қоғам қауіпсіздігін сақтау мақсатында ешбір діннің атынан шешім қабылдамайтындығы болып табылады. Зайырлы мемлекетте əрбір азамат өзі таңдаған немесе ата-бабасынан мирас болып қалған дəстүрлі рухани құндылықтарды толығымен ұстану құқығына ие. Ешкім ешкімді дінге сенуге немесе сенбеуге, мешіт немесе шіркеуге баруға мəжбүрлей алмайды. Дін қалауында əркім ерікті жеке тұлға болып табылады. Оның рухани дамуы үшін зайырлы мемлекет барлық жағдайды жасайды. Дін, мəдениет, ғылым, өнер салалары зайырлы қоғам дамуына үйлесімді қызмет ететін болады.

Жоламан Яхияев, Ауданның бас имам

(от 30 января 2021 года)

 

Қазақстан Республикасының дінаралық келісім орнату саласындағы саясаты

Қазақстандағы дінаралық келісім үлгісі — біз сақтап қалуға жəне дамытуға тиіс ұлы құндылық. Дінаралық келісім – Тəуелсіз Қазақстанның маңызды игіліктерінің бірі де бірегейі. Түрлі ұлттар мен этностардың діндерінің өзара əрекеттесуінің тұрақты моделі, бүгінгі Қазақ елінде бөлінбейтін біртұтас жасампаздық пен келісім жағдайының негізі. Елбасы Н. Ə. Назарбаевтың бастамасымен 2003 жылдан бері дəстүрлі түрде өткізіліп келе жатқан Əлемдік жəне дəстүрлі діндер көшбасшыларының əр жылғы съезі түрлі діни конфессияларды ашық үнқатысуға шақырып, дүниенің төрт бұрышындағы елдерді бейбітшілікке үндеп келе жатыр. Қазақстан – көп конфессиялы мемлекет. Оның рухани-мəдени саласындағы саясатының негізгі басымдықтарының бірі - этносаралық жəне конфессияаралық келісім жəне соның негізінде мемлекет пен діни ұйымдар арасындағы сындарлы диалогты дамыту. Елдегі дінаралық келісім мен толеранттылық - азаматтық бейбітшіліктің негізі болып қалануда. Біздің мемлекетіміздегі əлеуметтік прогресстің маңызды факторы бойынша тең құқыққа жəне міндетке ие барлық діни бірлестіктер, діни сенімдеріне қарамастан, жасаған құқық бұзушылық əрекеттері үшін заң алдында бірдей жауап береді. Əлемдік діни жағдайды жəне көптеген шет елдердің тəжірибесін талдау арқылы мұндай модель барынша оңтайлы жəне қолайлы болып табылатынын көрсетеді. Мұны маңызды жетістік деп айтуға болады жəне əрі қарай дамудың маңызды шартына айнала бермек. Тəуелсіздік алғаннан бері біздің бірегейлігіміздің қағидаты қазақстандық патриотизм болып табылады, сондықтан патриоттық тəрбие тиімділігінің даусыз фактісі Қазақстан тарихын, салтдəстүрлерін, тілін, дінін білу болып табылады. Əркімнің бір-бірін түсінуіне ұлт та, əлеуметтік жəне діни айырмашылықтар да кедергі болмауы тиіс. Қазақстандағы дінаралық келісім моделінің өзіндік ерекшелігі бар, оның басты белгілерінің бірі – Отанға деген сүйіспеншілік, қонақжайлылық пен өзара көмек, елде атап өтілетін мерекелердің интернационализмі, жастар патриотизмі.

 

К. Тохметова, аудандық мəдениет жəне тілдерді дамыту бөлімінің басшысы

(от 13 февраля 2021 года)

 

Дін саласындағы мемлекеттік саясаттың принциптері

Бүгінгі əлемнің жаһандық үндеулері бірқатар маңызды мəселелерді шешуді күн тəртібіне қойып отыр. Соның ішінде дінге қатысты мəселе аса өзекті. Елдің тыныштығына, бейбіт қатар өмір сүру мүмкіндіктеріне қауіп төну ешкімді бей-жай қалдырмайтыны анық. Кез келген мемлекет өзінің дін саласындағы саясатын тарихи, мəдени, экономикалық жəне басқа да факторларын ескере отырып белгілейді. Мемлекеттік саясаттың принциптері: Біріншіден, діни бірлестіктер азаматтық қоғамның институттары ретінде қоғамның рухани өмірін дамыту мəселесінде мемлекеттің серіктестері болып табылады (бұл Азаматтық қоғамды дамыту тұжырымдамасында көрініс тапқан). Екіншіден, діни дəстүрлердің белсенді түрде қайта өрлеу процесі жүруде, діни ағарту орталықтары пайда болуда. Үшіншіден, мемлекет пен діни бірлестіктер арасындағы өзара іс-қимыл проблемаларын шешуге, өзара іс-қимыл мен серіктестік артықшылықтарын белгілеуге арналған жалпы ұлттық тиімді үн қатысу алаңына айналған азаматтық форумдар жүйелі түрде өткізіліп келеді. Дін саласындағы басты мемлекеттік саясат – конфессияның рухани роліне құрмет көрсету болып табылады.

Х. Əкімжанов, Жастар ресурстық орталығының басшысы

(от 20 февраля 2021 года)

 

Казахстанская модель межконфессионального согласия - наша главная ценность

Так сложилось, что Казахстан исторически и географически связан и с Востоком, и с Западом.Как сказал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев: «Мы расположены на перекрестке исламской, конфуцианской и восточнохристианской цивилизаций. Великий шелковый путь, Золотая Орда, евразийство составляют важные звенья культурного кода казахов». Данное заявление еще раз подчеркивает приверженность нашей страны своим идеалам. А именно, поддержки таких ценностей, как согласие и сотрудничество между всеми конфессиями и религиями.Испокон веков территория нашей страны служит домом для представителей различных конфессий. Несмотря на это, на нашей земле ни разу не вспыхивали войны и конфликты на религиозной почве. Наши предки осуществляли мирный и успешный диалог с разными государствами, исповедующими в том числе иные религии и убеждения. Воспитывали своих детей и внуков в межконфессиональной гармонии, а также заповедовали сохранять дружбу и понимание с другими народами и верованиями, вложив тем самым в «культурный код» нации принципы толерантности и веротерпимости.И сегодня необходимо приложить все усилия, чтобы молодое поколение также держалось твердо своей веры, продолжало воспитывать в своих детях уважение к другим вероисповеданиям, понимая ценность этой задачи. Сохранить согласие и стабильность в обществе — важная задача, которая стоит перед каждым гражданином нашей страны. Это помогает нам понять, что независимо от того, какую веру мы исповедуем, ни один из нас не является чужим в своем государстве. Люди всех вероисповеданий, мы все одинаковы в нашей человечности. Мы должны выражать это через веру, любовь и согласие.

 

М. Сенькин, иерей Казанско-Богородицкого храма п. Осакаровка

(от 13 марта 2021 года)

 

Специфика казахстанской модели межконфессионального согласия

За годы независимости нашей страны мы убедились в том, что развитие демократических процессов и модернизация казахстанского общества были достигнуты благодаря формированию и развитию в общественном сознании культуры толерантности. Сохранить гражданский мир, способствовать укреплению социально-политической стабильности – эти цели ставило перед собой правительство 30 лет тому назад, и они достигнуты. Результатом правильной государственной политики является и межконфессиональное единство. Особенность и специфика межконфессионального согласия в Казахстане заключается в том, что государственная политика Казахстана направлена на восстановление духовных ценностей и формирование новых форм прочной и устойчивой толерантности между представителями различных поликультурных групп и конфессий. Все этнические группы, независимо от их численности, имеют чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип — «Единство — через многообразие». Сохранению и умножению культурного многообразия способствует целевая политика государства по поддержке этнических языков и культур. Важным элементом формирования толерантности стала реализация Концепции этнокультурного образования. Поэтому каждый гражданин РК, любой этнической или религиозной принадлежности, является равноправным членом одной семьи и гражданского общества. Государство широко поддерживает благородные ценности, присущие каждой религии, – исламу, православию, католицизму, протестантизму, иудаизму, буддизму и другим религиозным верованиям. Специфика модели межконфессионального согласия в Казахстане заключается и в том, что представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство Ассамблеи народа Казахстана. Избираемые от Ассамблеи депутаты Мажилиса представляют её интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.Все это и делает казахстанское общество уникальным примером межнационального и межконфессионального согласия.

 

Д. Мулдагалиева, руководитель отдела внутренней политики

(от 20 марта 2021 года )

 

Қазақстан Республикасының дінаралық келісім орнату саласындағы саясаты

 

Қазақстан Республикасы өзінің тəуелсіз 30 жыл кезеңінде діни жəне саяси тұрғыда таңдауын ашық əрі жариялы түрде жүзеге асырған əлемдегі тұңғыш мемлекет саналады. Тəуелсіздіктің алғашқы жылдарында түрлі ағымдар мен бұрын халық арасында белең алып көрмеген діндердің ағылып келуі – елдің тұтастығы мен қауіпсіздігіне селкеу түсірмеу үшін Қазақстан аумағында діни бетперде жамылған, наным-сенімдеріне ешбір қатысы жоқ түрлі лаңкестік ұйымдардың қызметтеріне тосқауыл қою шаралары атқарылды. Көрші мемлекеттердегі экстремистік ұйымдардың насихаты салдарынан тұрақтылыққа қауіп төне бастағанда елімізде жас ұрпақты қауіпті діни ағымдардан сақтандыру, өзге дін өкілдеріне сеніммен, түсіністікпен қарау шаралары атқарылды. Зайырлы мемлекеттегі ішкі тұрақтылықты қамтамасыз ету үшін дінаралық қатынастарда өзара үндестік пен байсалдылық қажет болды. Дін саласындағы ахуалды зерттеу барысындағы - ТМД аумағында еліміздің тəжірибесі үлгі ретінде алынып, Қазақстан Республикасының дінаралық келісім орнату саласындағы атқарған шараларын əлем мойындай бастады. Бұл ретте Қазақстанның дінаралық татулықтағы байсалды үлгісі əлем елдеріне де барынша пайдалы болып шықты. Сондықтан да, Қазақстан Президенті Нұрсұлтан Назарбаевтың бастамасымен Астанада бірнеше мəрте өткен əлемдік жəне дəстүрлі діндер Құрылтайы əлемнің əр түкпірінен келген дінбасылардың қолдауына ие болды. Нұр – Сұлтан қаласында өткен Əлемдік жəне дəстүрлі діндер көшбасшыларының құрылтайларында діни үйлесімділікке əлем елдерін шақырған бірнеше тиімді шаралар қабылданды. Осынау игі үрдісті БҰҰ, мүдделі халықаралық жəне аймақтық ұйымдар, түрлі елдердің үкіметтері мен қоғамдық ұйымдары қолдап, бейбітшіліктің бесігі атанған Қазақстан жері – əлемдік дінбасыларының ой тоғыстырып, ақыл қосатын мəжіліс орны болып бекіп қалды. Əлемдегі ең үздік рухани жəне мəдени құндылықтардың орны - Қазақ елінің көпэтносты татулықты сақтай отырып, даму жолына түсуі əлем өркениетін таңырқата бастады. Осынаудүниежүзілік деңгейдегі ауқымды форумның Қазақстан жерінде жыл сайын дəстүрлі түрде шақырылуы Қазақстан Республикасының əлем алдында үлкен беделге ие болғанын, сонымен қатар, жалпы халықаралық сахнада өзіндік орны бар елге айналғанын көрсетті.

Алма Шалабаева, аудан əкімінің орынбасары

(от 27 марта 2021 года)

 

Казахстанский патриотизм

Все толковые словари русского языка дают одинаковые определения понятия «патриотизм» - это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.Патриотическое чувство никак нельзя оторвать от понятий «родная земля», «малая родина», «родной очаг». Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей – его несомненных источников и вершителей. Патриот – это человек, который гордится историей своего народа, любит и знает свою культуру, свою землю, свой народ. Свою жизнь, свой труд, научные открытия, произведения искусства он посвящает народу, Родине. В Казахстане проживают 130 этносов. И их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но и под одной идеей. Имя этой идеи - казахстанский патриотизм. Казахстанский патриотизм – это осознанная ответственность каждого гражданина за судьбу и безопасность, за будущее своей Родины. Осознанное уважение всех соотечественников вне зависимости от национальности и вероисповедания. Уважение их обычаев, традиций, истории и культуры. Уважение к государственным символам, государственному языку, осознание Казахстана как единой Родины для всех граждан. Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, судьбы, готовности трудиться, творить во имя становления и расцвета страны. Патриотизм не искусственное понятие, оно является продуктом этносоциальной реальности, формируется и воспитывается посредством целенаправленной идеологической деятельности государства. Свою роль в этом играют этнокультурные объединения. Творческий коллектив этнокультурного объединения «Рябина» содействует формированию казахстанского патриотизма через участие в районных и областных мероприятиях, работает с молодежью, воспитывая понимание коллективной ответственности. Вся работа этнокультурного объединения нацелена на воспитание уважения к истории, культуре своей страны, высокое чувство сопричастности к происходящему в стране и ответственности за ее будущее. Чувство родины — святое чувство. Патриотом нельзя стать вдруг, после какого-то события. Патриотизм закладывается постепенно в сознании. Патриотизм формируется традициями и всем укладом жизни народа, усилиями общества. Быть патриотом Казахстана-это значит знать историю своей страны, гордиться предками, стремиться быть достойным их.

 В. Кошевец, руководитель этнокультурного объединения «Рябина»

(от 10 апреля 2021 года)

 

Бейбітшілікке - ұлтаралық және конфессияаралық келісіммен

Конфессияаралық жəне өркениетаралық келісімнің жасампаздық əлеуетін дамыту мақсатында Қазақстан Республикасының Тұңғыш Президенті – Елбасы Нұрсұлтан Əбішұлы Назарбаевтың бастамасымен 2001 жылдың қыркүйегінде Рим Папасы Иоанн Павел II-нің ел астанасына тарихи сапары, 2002 жылы маусым айында Алматыда АӨСШК-нің бірінші саммиті, сондайақ, 2003 жылы ақпан айында Халықаралық бейбітшілік жəне келісім конференциясы ұйымдастырылды. Бұл үдерістер мен оқиғалар Əлемдік жəне дəстүрлі діндер лидерлерінің съезін Елордада өткізу туралы ауқымды бастаманың туындауына зор ықпал етті. Қазақстан үшін конфессияаралық келісімді дамыту мəселесі тосын жаңалық емес, бүгінгі күнге дейін жүзеге асырылған мемлекеттік деңгейдегі іс-шаралар мен бастамалар əлем қауымдастығы алдында үлкен қызығушылыққа ие, дінаралық келісімнің қалыптасқан «қазақстандық моделі» деген сөз тіркесі де халықаралық деңгейде кеңінен таныла бастады. Елімізде діни тұрақтылыққа мемлекеттермен, соның ішінде басқа діндер мен нанымдармен бейбіт жəне сəтті диалог жүргізіліп келеді. Тəуелсіздік алған 30 жылдың ішіндегі ең ірі жеңісіміз бен шыққан биігіміз – ол елімізде діни наным-сенім бостандығының, діни еркіндіктің толық бекуі, оның ішінде Ислам ата дініміздің өркендеуі, халықтың атеистік өмірден кейін өз дінімен қайта еркін қауышуы десем, артық айтқандық болмас.

 Р. Курманова, аудандық Аналар кеңесінің төрағасы

(от 24 апреля 2021 года)

 

Межконфессиональное согласие - высшая ценность казахской государственности

 За годы независимости нашей страны мы могли убедиться в том, что развитие демократических процессов в Республике Казахстан и модернизация казахстанского общества в современных условиях были достигнуты благодаря формированию и развитию в общественном сознании культуры толерантности, которая призвана сохранять гражданский мир, гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, способствовать укреплению социально-политической стабильности. Казахстан исторически всегда был перекрестком цивилизаций, местом встречи и диалога различных религий и культур Востока и Запада. Поэтому унаследованная современным поколением казахстанцев толерантность в духовной сфере стала основой для сохранения мира и стабильности в будущем.Сегодня можно без преувеличения сказать, что в Казахстане создана модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Духовное состояние общества определяется его отношением к личности отдельного человека. Фактором существования согласия в обществе является религиозная справедливость, выраженная в нашем обществе межконфессиональным согласием. В республике представлены практически все основные мировые религии. Казахская земля знакома со всеми мировыми религиями, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость божьему слову в любом обрамлении — одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане – высшей ценности казахской государственности.

 

А. Бастаубаева, председатель районного Совета Общественного Согласия

(от 24 апреля 2021 года)

 

Профилактика радикализма в молодежной среде

Молодёжь – это зеркало, отражающее социальную действительность, в которой она живёт. Именно поэтому молодость – наиболее ценный возраст, который объективно влияет своими идеями и идеалами, взглядами и вкусами, ценностями и привычками, своей духовностью и культурой на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки, духовность и нравственность всего общества. Однако, к сожалению, именно молодые юноши и девушки оказываются наиболее подвержены влиянию радикальных деструктивных культов с последующим активным вовлечением в деятельность запрещённых террористических организаций. Радикализация молодёжи, что является на сегодняшний день одной из самых опасных и острых проблем, проходит на фоне комплекса нерешённых социальных, культурных, ментальных и нравственных вопросов. Для профилактики радикализма необходимо создание условий воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, ответственной личности; обучение критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. Поэтому актуально и важно знать предпосылки, которые могут привести к такого рода настроениям в молодежной среде и вовремя предупреждать их развитие и возможное перерастание в правонарушения и преступления экстремистской направленности.

Х. Акимжанов, руководитель КГУ «Молодежный ресурсный центр

(от 7 мая 2021 года)

 

Как защититься от вербовки и влияния радикальных идей

 Одним из способов противодействия вербовке выступает профилактика, которая осуществляется организациями образования района на постоянной основе в рамках политики противодействия террористическим и экстремистским структурам. Одними из главных предпринимаемых мер (из «Госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2018- 2022 годы») являются: - проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся организаций среднего, технического и профессионального высшего образования; - ведение информационно-разъяснительной работы посредством интернета и социальных сетей, направленной на формирование иммунитета к радикальной идеологии; Многое зависит от того, в какой среде происходит вербовка. Это может быть интернет или социальные сети, а может всё происходить на улице. Проще прервать ненужное и опасное общение в интернете, поскольку виртуальное пространство исключает физический контакт. Что можно и нужно делать: – игнорировать назойливого пользователя и не вступать с ним в общение; – заблокировать подозрительный контакт; – пожаловаться администратору социальной сети на пользователя; – в социальных сетях следует быть разборчивым в выборе друзей. Прежде чем их «добавлять», следует прочитать информацию о них, поинтересоваться, что они пишут на своих страничках. Намного сложнее, когда вербовка происходит в реальном мире. Вербовщики могут встретиться где угодно: во дворе, парке или во время прогулки. При этом они могут быть назойливыми, навязывать вам своё общение, отнимать ваше время. Стоит также учитывать, что опытные вербовщики способны незатейливо и ненавязчиво начать общение под видом знакомства. Что нужно делать: – можно в вежливой форме дать понять, что вам неинтересно общение; – сообщить в правоохранительные органы о подозрительных людях и их предложениях; – не оставлять личных контактов незнакомым людям; – помнить, что есть статья за вербовку в террористические и экстремистские организации, а также за приставание на улице. Статья 449 КОАП РК. «Приставание в общественных местах: 1. Приставание, то есть назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершённое лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг, – влечёт предупреждение либо штраф для физических лиц в размере 5 МРП». Когда речь идёт о террористических и экстремистских организациях и их адептах, приходится не только самому спасаться, но и спасать других людей. Например, друзей, коллег, которым встретился вербовщик и смог их привлечь на свою сторону. В таких случаях нужно обращать внимание на окружающих людей, которые, возможно, стали жертвами вербовки, присоединились к «спящей ячейке» террористической или экстремистской организации. Такой человек сам себе уже не поможет, но есть шанс помочь ему. На что следует обратить внимание: – резкое изменение в поведении человека; – изменения в образе жизни: отказывается от вредных привычек, прежних способов досуга, странно одевается; – склонность к уединению; – радикальные взгляды и нетерпимость по разным вопросам; – появляются тайные друзья, о которых старается не говорить; – зацикленность на одних и тех же мыслях. Наблюдение за друзьями, знакомыми или родственниками может стать основанием для того, чтобы уберечь их от беды. Прежде всего необходимо выяснить и разобраться в причинах изменения поведения. В случае, если имеются серьёзные основания полагать, что близкий человек оказался втянут в террористическую или экстремистскую сеть, обратиться к специалистам, теологам. Итак, всеобщими усилиями мы справимся с проблемами терроризма и экстремизма. Эти проблемы проникли к нам еще в начале нашего пути. Это разрушительные, страшные понятия. И наше государство делает все для противодействия и истребления их. Мы, народ Казахстана, объединяемся под знаменем одной страны ради нашего общего будущего. Наша страна, наш народ един! А это уже большой залог успеха.

 

А. АКМАГАМБЕТОВА, руководитель ГУ «Отдел образования Осакаровского района»

(от 15 мая 2021 года)

 

Экстремизм и терроризм - угроза современному обществу

Отделом внутренней политики Осакаровского района координируется информационно-разъяснительная работа, направленная на продвижение светских принципов развития страны, укрепление межконфессионального согласия, а также профилактику религиозного экстремизма. Экстремизм и терроризм - большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. За последние четыре месяца текущего года отделом внутренней политики проведено 40 встреч с охватом 1126 человек, из них в апреле - 12 встреч с охватом 419 человек. В том числе проведены 4 прямых эфира, 1 – онлайн и 6 офлайнвстреч. Кроме этого проводятся акции по раздаче листовок. Необходимую работу ведут информационные группы по вопросам религии, которые утверждены распоряжением акима района. На сегодняшний день в этих группах состоят 157 человек. Стоит отметить, что такие группы сейчас действуют во всех сельских округах Осакаровского района. В текущем году по государственно-социальному заказу проводятся профилактические мероприятия по повышению уровня религиозной и правовой грамотности среди населения и адресная разъяснительно-реабилитационная работа с лицами, склонными или подверженными радикальной идеологии на религиозной основе. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Профилактика терроризма и экстремизма среди молодежи включает в себя проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде, что способствует существенному расширению юридической составляющей воспитания и образования. В марте 2021 года были проведены встречи с представителями религиозных объединений. Общее количество таких встреч – 21. Вся информационно-разъяснительная работа, направленная на продвижение светских принципов развития страны, укрепление межконфессионального согласия, а также профилактику религиозного экстремизма, освещается в районной газете и социальных сетях. Проблема противодействия терроризму и экстремизму– это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.

Д. Мулдагалиева, руководитель отдела внутренней политики Осакаровского района

(от 29 мая 2021 года)

 

Теріс пиғылдағы ағымдар адамды қалай арбайды

Кез келген бiр адамды рудың, халықтың, не болмаса қандай да бiр ұйымның құрамдас бөлiгi ретiнде қарастырсақ, тұлға ұйымның ортасына түскен кезде сол ұйымның ықпалына бейiмделгiш келетiнi белгiлi. Тұлға ұйымның арасында қалған сəттен бастап бұрынғы табиғи қалпынан өзгерiп, мүлде басқаша ойлай бастайды, сол ұйымға тəн iс-əрекеттердi жасайтын болады. Оның сыры неде? Бейiмделгiш ұйымның ең түсiнiксiз жерi мынада: жеке тұлға, бiр топқа айналғаннан кейiн ортақ жүйеге, бiр мақсатқа бойұсынады. Осылайша, əрқайсысы дербес ойлау, əрекет ету қабiлеттерiнен айырылады. Жаңа күйге енедi. Бұрын өзiндiк идеясы мен сезу қабiлетi бар тұлғалар топ санатына енгеннен кейiн бiр тұтас ұйымның мүшесiне айналады. Зерттеушiлер осы ұйымның iс-əрекетi мен психологиялық жағдайына да сипаттама бередi. Мəселен, ерiкжiгерi төмен жандар сыртқы күштердiң əсерiмен болған өзгерiстерге бейiмделгiш келедi. Дəстүрлi емес дiни ұйымындағыларды салқын санамен ойлау, ой қорыту қабiлетi мүлде тəн емес десек, артық айтпаймыз. Осы орайда, бейiмделгiш жанды ерекше қаһармандықты, не болмаса қатыгездiктi талап ететiн əрекеттерге оңай айдап салуға болады. Мұндай жағдайда, жүрексiну, тiптi өзiн-өзi сақтау инстинктiне де бағынбауы ықтимал. Себебi, ол өзiн шексiз күштi сезiнгендіктен санаға қонбайтын қатыгез іс-əрекеттерге баратыны барлығымызға мəлім. Осыны ескере келіп жат ағымның арбауына түспей патриоттық сезім, өзінің Отанына деген махаббат өзіміздің ұлттық болмысымызға тəн құндылықтарды құрметтеуіміз қажет.

А. Кабакова, Осакаров ауданы ішкі саясат бөлімінің бас маман

(От 4 июня 2021 года)

 

Шетелдік теологиялық оқу орындарында оқу қауіпті емес пе?!

Шетелден білім іздеп жүрген отандастарымыздың саны барған сайын артып келеді. 300-ге жуық қазақстандық студент шет елдерде теологиялық білім алып жүр. Бұл өткен жылғы Статистика комитетінің берген ресми мəліметі. Ал осы шетел асқандардың алып жатқан білімі қандай? Шетелде берілген діни білімнің елге пайдасы қаншалықты? 

Страница 2. Далее >>>