Мольер
Мольер (настоящее имя и фамилия Жан Батист Паклен) (1622-1673), французский драматург и актер.
Родился 15 января 1622 года в семье парижского обойщика. Вскоре отец купил себе должность королевского обойщика и камердинера и добился, чтобы она закреплялась за сыном. В 14 лет мальчика определили в Клермонский иезуитский колледж – лучшее в то время учебное заведение Парижа. Программа включала древние языки, естественные науки, философию, латинскую словесность. Этих знаний Жану Батисту хватало, чтобы читать в подлиннике Плавта, Теренция и других античных авторов, сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей». Он получил диплом лиценциата права и даже выступал несколько раз в суде как адвокат. Однако в 1643 г. Резко изменил судьбу: вместе с друзьями-актерами создал театр, который назвал Блистательным, и взял сценический псевдоним Мольер. Театр странствовал по Франции, давая представления на ярмарках и площадях. Мольер был сначала исполнителем трагических ролей, позже он освоил амплуа комика, поскольку легкий жанр больше привлекал внимание публики. За 13 лет труппа приобрела славу и вернулась в столицу. Первой пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже 18 ноября 1659 г. Потом появились комедии «Урок мужьям» (1661 г.) о способах воспитания юных девушек, причем семейный деспотизм в ней ясно осуждался, и «Урок женам» (1662 г.).
Мольер быстро приобрел известность и был обласкан самим королем: Людовик XIV взял под защиту его вольнодумные пьесы и даже согласился стать крестным отцом его первенца. Следующие комедии – «Тартюф или Обманщик» (1664 г.), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) и «Мизантроп» (1666 г.) – считаются вершинами творчества Мольера. Но пьесы, сделавшие имя автора бессмертным, принесли ему при жизни мало радости. Так, «Тартюф» после первых постановок был запрещен. Иезуиты увидели в осмеянии религиозного лицемерия героя нападки на Церковь. Всего Мольер оставил 29 комедий. Часть из них написаны по случаю придворных празднеств ( «Принцесса Элиды», 1664 г.; «Господин де Пурсоньяк», 1669 г.; «Блистательные любовники», 1670 г., и др.). Некоторые относятся к жанру семейно-бытовых комедий (например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак по неволе», «Скупой», все 1668 г.; «Плутни Скапена», «Ученные женщины», обе 1671 г.). Последние значительные пьесы Мольера – «Мещанин во дворянстве» (1670 г.) и»Мнимый больной» (1673 г.) – создавались как комедии-балеты.
17 февраля1673 г. их автор вышел на сцену, чтобы в роли Аргана веселить публику вымышленными недугами «мнимого больного». Некоторые зрители заметили, что у актера начались судороги, но восприняли это как блестящую игру. После спектакля у Мольера хлынула горлом кровь, и он скончался.
Плакса, М. Мольер [Текст].- Т.3. Биографии// Универсальная школьная энциклопедия/ глав.ред. Е.Хлебалина; вед.ред. Д.Володихин.- М.: Аванта, 2003.- С. 265-266.