Нурпеисова Дина
Следи за нами:
RSS

Нурпеисова Дина (1861-1955 гг.)

Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры Дина Нурпеисова родилась в 1961 г. в Жангалинском районе Западно-Казахстанской области.

Отец Дины, известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором и исполнителем Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительного искусства, своеобразного стиля своего знаменитого земляка.

Присоединившись к своему учителю, после того, как Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью, Дина сама начинает сочинять кюи. Среди ее первых произведений можно назвать «Бұлбұл», «Байжұма», «Көгентүп», в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.

Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 г. Один из кюев, созданных в этот период, так и называется – «1916 год», и носит отпечаток влияния кюя Курмангазы «Кишкентай», посвященного восстанию Махамбета Утемисова и Исатая Тайманова.

Композиторское дарование и исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получили свое дальнейшее развитие в советский период. В 1937 г. она становится участницей Республиканского смотра исполнителей-музыкантов, а через два года участвует во Всесоюзном смотре исполнителей народных музыкальных инструментов в Москве.  На этом конкурсе ее называют «Жамбылом домбры».

Произведения, созданные Нурпеисовой после Октябрьской революции, разнообразны по своей музыкальной палитре, глубокому психологическому сожалению. Наиболее известными произведениями этого периода являются кюи «Асем коныр», «Тойбастар», «ана аманаты», «Восьмое марта» и другие.

После возвращения из Москвы Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей. Искусство неутомимого композитора из народа растет и крепнет, знаменуя собой начало нового этапа в ее большой творческой жизни.

В пору небольшого расцвета таланта Нурпеисовой у нее рождается стремление к своеобразному объединению двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры дореволюционного Казахстана – темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, по преимуществу лирическим творчеством Даулеткерея и его последователей.

Богатый материал как прошлой, так и современной музыкальной культуры казахского народа Нурпеисова творчески переработала, создавая при этом свои особые приемы их использования.

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает кюй «Наказ матери», а радостную весть об окончании войны она встречает кюем «Победа».

В творческом наследии выдающейся казахской домбристки и народного композитора Дины Нурпеисовой  особенно ценными являются  те произведения, в которых она, путем синтеза разных стилевых элементов, закладывает основы нового стиля казахской домбровой музыки. Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально—тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения.

Много замечательных кюев с помощью Нурпеисовой освоил Государственный оркестр казахских народных инструментов им.Курмангазы. Она обогатила его исполнительскую культуру целым рядом оригинальных приемов игры на домбре. Через нее пришли в оркестр и зазвучали в мощном симфоническом ансамбле кюи Курмангазы и многих других представителей казахской инструментальной музыки.  

 

Дина Нурпеисова [Текст]: Т.2. Тарихи тұлғалар// Қазақтар: көпшілікке арналған тоғыз томдық анықтамалық.- Алматы: Білік, 2003.- С.349-350.